Аэрокомпозит

Aerokompozit logoВ процессе развития авиационной промышленности возникла потребность создания производства гражданских самолетов нового поколения, превосходящих по своим техническим характеристикам свои западные аналоги.

При разработке перспективного отечественного самолета новой модификации Sukhoi Superjet 100 и ближне-среднемагистрального лайнера МС-21 ОАО, «Объединенная авиастроительная корпорация» сделала выбор в пользу создания совершенного аэродинамического крыла из полимерных композиционных материалов.

2 декабря 2008 года в целях развития и реализации данного направления было образовано ЗАО «АэроКомпозит».
Учредители: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой».
Было принято решение – сформировать на базе АэроКомпозит собственную исследовательскую площадку для проведения испытаний применяемых материалов и отработки технологий, а также создать производственные центры – заводы по производству композиционных силовых конструкций и агрегатов авиационного назначения.

15 февраля 2010 года между Правительством Ульяновской области, ОАО «ОАК» и ЗАО «АэроКомпозит» было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации инвестиционного проекта строительства завода по производству композиционных конструкций для авиастроения на территории ЗАО «Авиастар-СП». В результате было создано предприятие по выпуску силовых композитных конструкций методом вакуумной инфузии — завод «АэроКомпозит-Ульяновск». По своим масштабам данное производство входит в первую тройку заводов мирового уровня по созданию крыла самолета.
10 августа 2010 года ЗАО «АэроКомпозит», Правительство Республики Татарстан и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» подписали соглашение о строительстве завода по производству ПКМ-конструкций для авиационной промышленности на территории ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова». Торжественное открытие казанского завода «КАПО-Композит» состоялось 6 июля 2013 года. Специализация производства — изготовление широкого спектра композиционных конструкций и деталей для лайнеров автоклавным методом.

В июле 2011 года на территории центрального офиса ЗАО «АэроКомпозит» в Москве была организована опытно-экспериментальная лаборатория общей площадью порядка 1 тыс. кв. метров. Основными задачами экспериментальной площадки стали предварительная отработка технологий и исследование применяемых материалов. Первый опытный образец был создан специалистами лаборатории уже спустя месяц.

В настоящий момент общая численность сотрудников ЗАО «АэроКомпозит» и его дочерних обществ составляет свыше 600 человек.

Производство и продукция

Производство в Казани
Это первый завод, открытый в рамках программы Объединенной авиастроительной корпорации по созданию специализированных центров компетенций. В августе 2010 года правительство Республики Татарстан, ОАО «ОАК» и ЗАО «АэроКомпозит» — подписали Соглашение об организации производства изделий из композиционных материалов для самолетов Сухой Суперджет-100 и МС-21 на территории ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова».
19 мая 2011 года было зарегистрировано ЗАО «КАПО — Композит». 6 июля 2013 года в столице Республики Татарстан состоялось торжественное открытие 1-ой очереди производства.
ЗАО «КАПО-Композит» ориентирован на выпуск элементов хвостовой и носовой части крыла самолета МС-21, агрегатов механизации крыла (воздушные тормоза, интерцепторы, закрылки, элерон), а также механизации оперения (рули высоты, руль направления) для отечественных самолетов Superjet-100 и МС-21. Данные агрегаты и элементы конструкции изготавливаются по автоклавной технологии. Производство агрегатов механизации включает полный цикл изготовления от формования деталей из ПКМ до сборки и покраски агрегата. Новый завод сравним с площадью футбольного поля – 35 тыс. кв. метров. Его сердце – «чистая комната» площадью 6000 кв. метров. По уровню чистоты – класс ISO 8. Здесь установлено специализированное оборудование по кондиционированию и очистке воздуха. Поддержание строгих параметров температуры, влажности и чистоты воздуха – обязательное условие для необходимого качества изделий. Дважды в день — обязательная влажная уборка. При помощи автоматизированных раскройных центров здесь происходит раскрой сырья – препрега на основе углеродных волокон и его выкладка на оснастку при помощи лазерных проекционных систем. После выкладки оснастка с выложенной заготовкой помещается в автоклав, где проводится цикл формования.
Серийное производство деталей SSJ-100 начнется в 2014 году. В начале 2014 года предприятие поставит Заказчику комплект воздушных тормозов и интерцепторов для сертификационных прочностных испытаний по программе Сухой Суперджет -100. Также в 2014 году начнется технологическая отработка и наладка производственных процессов для агрегатов МС-21. В этом же году планируется начать производство продукции ЗАО «КАПО-Композит» на экспорт, для программ в интересах компаний Boeing и Airbus.
25 марта 2014 года во время рабочего визита в Казань Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев посетил ЗАО «КАПО-Композит». Премьер-министр ознакомился с основными этапами производства: автоматическим раскроем и лазерной выкладкой деталей, обработкой изделий на координатных фрезерных центрах, работой автоматической установки ультразвукового контроля и с производственным процессом в помещении «чистой комнаты».

Производство в Ульяновске
15 февраля 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Ульяновской области, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ЗАО «АэроКомпозит» по реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству композиционных конструкций» на территории Ульяновской области.
18 марта 2011 года было зарегистрировано ЗАО «АэроКомпозит — Ульяновск». Закладка первого камня в строительство будущего завода состоялась в ноябре 2011 года.
На сегодняшний день ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» — единственный в России завод по производству силовых конструкций и агрегатов для авиации из композиционных материалов, создаваемых при помощи инфузионной технологии, и одно из пяти крупнейших производств в мире с подобной спецификой. Уникальность инфузионной технологии состоит в том, что она существенно удешевляет процесс изготовления, позволяет создавать более сложные конструкции с высокой степенью интегральности за один технологический цикл, по сравнению с традиционной автоклавной технологией, а также позволяет значительно сократить вес изделия.
На предприятии будут выпускать верхние и нижние панели кессона крыла, передние и задние лонжероны, дренажные короба, а также верхние и нижние панели центроплана в интересах программы среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21 и других перспективных программ Объединенной авиастроительной корпорации.
ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» – производство, отвечающее мировым стандартам. Его площадь составляет 90 тыс.кв. метров. Размер «чистой комнаты» – 11 тыс. кв. метров. По уровню чистоты – класс ISO 8. Здесь установлено специализированное оборудование по кондиционированию и очистке воздуха. Поддержание строгих параметров температуры, влажности и чистоты воздуха – обязательное условие для необходимого качества изделий. Дважды в день — обязательная влажная уборка.
Производство будет включать полный технологический цикл изготовления деталей: от выкладки вспомогательных материалов до контроля геометрии и покраски. На проектную мощность, составляющую 100 комплектов в год, предприятие планирует выйти в 2017 году.

Экспериментальная база
В июле 2011 года на территории центрального офиса ЗАО «АэроКомпозит» в Москве была организована опытно-экспериментальная лаборатория общей площадью порядка 1 тыс. кв. метров. Создание лаборатории было обусловлено необходимостью исследования применяемых на производстве материалов, отработки технологий изготовления опытных образцов из полимерных композиционных материалов, а также подготовки технологической документации.
В качестве исходных данных для выбора оборудования и комплектации экспериментальной базы были приняты общие принципы и последовательность технологических операций по изготовлению изделий из ПКМ. Были проанализированы данные по технологическим операциям изготовления деталей методом вакуумной инфузии для прототипов композиционного крыла, учитывалась совместная работа по проектированию опытного производства, а также опыт, полученный при ознакомлении с отечественными и зарубежными предприятиями, работающими в данной области. Численность сотрудников лаборатории 20 человек.

Задачи лаборатории:
отработка технологических процессов изготовления опытных образцов изделий из ПКМ методом вакуумной инфузии;
отработка процессов подготовки волокнистых заготовок (преформ), процессов обработки и испытаний образцов и материалов для композитных деталей;
опробование новых систем материалов;
подтверждение и корректировка математических моделей процессов пропитки и отверждения;
отработка режимов механической обработки деталей из ПКМ;
разработка методик контроля каждой стадии технологического процесса для создания доказательной базы в обеспечении и сертификации изделий из ПКМ в условиях серийного производства.

Подробнее о ЗАО «АэроКомпозит» — http://aerocomposit.ru/

Технология Weidmuller Snap in
Telegram channel
Schmersal AZM40
Optidrive Elevator Core